Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью - можно ведь и словами творить милостыню. Святитель Иоани Златоуст.

Прямая линия с Управляющим делами Казахстанского Митрополичьего Округа епископом Каскеленским Геннадием

18.01.2013

С 25 января по 20 февраля 2013 г. на сайте www.miloserdie-dobro.kz проводится Прямая линия с Управляющим делами Казахстанского Митрополичьего Округа епископом Каскеленским Геннадием.

Преосвященный Геннадий, епископ Каскеленский >>

 

Свой вопрос вы можете задать через форму комментирования ниже.

Прием вопросов закончен.

Владыка Геннадий,здравствуйте!Как часто нужно исповедываться и причащаться? Можно ли причащаться без исповеди?
Здоровья вам!

Мой совет: человеку Который каждую неделю бывает в храме причащаться один раз в месяц. Причастие без исповеди не допускается . А вот исповедь без причастия очень даже полезна, В классических монастырях исповедь, открытие помыслов духовнику, совершается всеми монахами каждый день вечером. 

Здравствуйте, владыко святый! Благословите! Как можно молиться за некрещённых, или "крещённых" в сектах протестантского направления? Есть ли специальные молитвы "о просвещении" или др.? Спасибо!

Молитесь как сердце Вам подскажет.. Крещение в сектах протестантского направления, как правило, признается Церковью. За исключением отдельных синкретических сект. Так что нужно внимательно изучить жизнь и личность каждого в отдельности.

Владыко Геннадий!В последнее время все чаще поднимается тема о богослужениях в храмах Русской Православной Церкви на русском языке.ВАШЕ мнение?Вы считаете нужно переходить в богослужениях на русский язык или оставить все как есть?

Язык богослужений – особый язык. Попадая в храм, человек должен освобождаться от всего суетного, мирского. Невозможно представить, чтобы мы беседовали с Богом на том языке, на котором ежедневно поносим друг друга. Русский язык невозможен при богослужениях. Однако, церковно-славянский язык необходимо подчищать, совершенствовать. Этот процесс постоянно происходит. Необходимо придать ему новый импульс. Многие слова требуют замены , Некоторые песнопения следует перевести более адекватно. Возьмите, например, задостойник праздника Рождества Христова «Любити убо нам…» . Прочитайте внимательно. Один раз, два раза, сто раз… Уверен, что смысл его так и останется для Вас темным. Нужно перевести это песнопение, чтобы смысл его стал более прозрачен. Но это очень трудно сделать. Многие пытаются исправить покаянный канон св Андрея Критского. Но я не видел ни одного по-настоящему поэтического возвышенного нового церковно-славянского текста этого канона. Зато есть прекрасные образцы современного литургического творчества: вспомним службу всем Русским святым, творение священномученика епископа Афанасия (Сахарова) Церковь это живой организм. В живом организме все находится в движении. Неизменным остается только сущность этого организма, его идея, если хотите. Церковь совершенствует формы свидетельства о вечной и неизменной истине и всегда остается на твердом фундаменте Традиции. 

Уважаемый владыка Геннадий,зравствуйте. Как относиться к смерти близкого человека?Это горе или...?Куда после смерти попадает человек?
Часто на проповедях слушу про Судный день и воздушные мытарства,пожалуйста раскажите об этом,что происходит в Судный день?
Анастасия

К смерти нужно относиться стойко и спокойно. Не оставлять молитв за умерших. Нам трудно предсказать участь умерших, В Православной Церкви сохраняется учение о мытарствах, когда душа очищается в ожидании Страшного Суда. После Страшного Суда изменение участи невозможно – либо рай либо ад. Попасть в рай, где все пронизано Божественной благодатью, и означает спастись.

Здравстуйте владыка Геннадий!Как Православная Церковь относится к Саентологии?Как вы считаете,можно быть православным и увлекаться Саентологией?Спасибо.

Саентология представляет собой даже не религиозную секту – а псевдорелигиозную организацию. Деятельность саентологов имеет вид манипуляций с людьми. Она запрещена во многих странах. Ни в коем случае нельзя связываться с этими аферистами.

Здравствуйте владыка Геннадий!Меня зовут Илья,32 года.
Нужно ли перед каким нибуть своим важным делом просить благословение у священника? Допустим при новой работе,ну и в других житейских делах.

Очень важно иметь духовника, которому доверяешь.. Просить его молитв и благословения перед всяким добрым делом. Апостол призывает нас «молиться друг за друга». В Церкви существуют особые молитвы перед началом доброго дела. Их может духовник прочитать в храме вместе со своим духовным чадом.

Недавно посмотрел фильм “Раскол”.Сюжет фильма повествует о церковных реформах в 1650-х — 1660-х гг..,которые препринял Патриарх Никон и о последствиях этих реформ. Все серии смотрел на одном дыхании,я давно не получал такого удовольствия от отечественного кино.Но дело не в этом… Создатели заявили фильм как максимальную реконструкцию того времени. И правда, визуально все выглядит очень даже реалистично. Но больше всего меня поразила невероятная жестокость по отношению к тем, кто был против этих реформ-это те, кого называют старообрядцами. Огромное количество людей отказались от нововведений Патриарха Никона и очень страдали за это.Символом этого неповиновения и стал протопоп Аввакум, проведший последние 14 лет своей жизни в заточении, на хлебе и воде.
Понимаю,время было такое…лихое…,человеческая жизнь не стоила и гроша,о так называемых правах человека не имели представления. Но все же,сейчас,по прошествию стольких лет,есть ли сегодня у Церкви какое то сожаление,какая та печаль о событиях тех лет? О том,скольких людей замучили и погубили вследствии этих реформ? Имеется хоть какое то осуждение государственной и церковной власти того времени? Расскажите,какие сегодня отношения у Православной Церкви МП со Старообрядческой Церквью? Признаются ли нашей Церквью Таинства совершенные старообрядцами, в частности,признается ли крещение?
Простите за такой вопрос,может не совсем удобный…Но вот такой вопрос возник…

Почему же «неудобный» вопрос? Все вопросы « удобные», если задаются искренне. Действительно, нравы 17 –го, так называемого «бунташного» века, нам уже непонятны. Договариваться тогда не умели. Вопрос стоял: кто-кого… . Фильм «Раскол» грешит, на мой взгляд, романтизацией образа древних старообрядцев и протопопа Аввакума , в частности. С Аввакума практически началась отечественная литература. Его «Житие» представляет собой великолепный литературный памятник. Однако, вчитайтесь в его строчки: сколько в нем нетерпимости, злобы, жестокости, проклятий… Хорошо, что эти люди не пришли к власти… Для понимания феномена старообрядчества много дает опера Мусоргского «Хованщина» и конечно, великолепное произведение Мельникова- Печерского «В лесах» и «На горах» . У старообрядцев, как у любого раскола, много различных толков и направлений. Есть единоверческое движение примирившихся с Русской Православной Церковью. Разные старообрядцы по-разному относятся к нам, православным. Встречаются очень добрые, хорошие люди. Московская Патриархия развивает диалог со старообрядцами, Обряд больше не является препятствием в деле восстановления церковного единства. В феврале месяце литургия старым обрядом служилась даже в Успенском соборе Московского Кремля. Но абсолютизировать обряд, ставить принцип обряда выше принципа единства – недопустимо. Крещение старообрядцев естественно признается…

Здравствуйте Владыко Геннадий!Хочу спросить у вас...В каждом храме установлена своя оплата(жертва?) за совершение Таинства и везде эта оплата разнится.Из чего складывается эта цена?Почему такой разброс в ценах?Может был бы мправедливее если оплата в всех храмах была бы одинаковой?Понятно что повенчать или покрестить могут и бесплатно,но вот все же,насколько это правильно,что в храме Таинства имеют конкретную цену,да и в лавках тоже?Как должно быть в идеале,строго по Писанию?

Всем очевидно, что храм нужно содержать. Ремонты требуют больших финансовых затрат. Каждая община заинтересована в том, чтобы ее жизнь развивалась. При храмах нужно строить здания воскресной школы, крестильню, административные помещения. Поэтому жизнь каждого храма сопряжена с хозяйственной деятельностью Постановка вопроса – что священнодействия в храме могут сопровождаться определенным пожертвованием, взносом на храмовые нужды – без сомнения, правильная. Однако, неправильно, на мой взгляд, определять фиксированный взнос в храмовую казну. Неимущий человек должен иметь возможность совершать любые священнодействия, не производя оплаты. Если вспомнить библейские наставления – то все просто: церковную десятину никто не отменял. Я знаю людей состоятельных, которые регулярно, каждый месяц, тщательно высчитывают десятую часть своих доходов – и жертвуют ее на храмостроительные и благотворительные проекты. В принципе, каждый христианин должен делать именно так.

Здравствуйте Владыка Геннадий!Благословите!
Всегда было интересно узнать,слово ПОП-это оскорбление для священнослужителя или обращение на старый манер?
Спасибо!

В советское время это стало оскорблением. Любой культурный человек это прекрасно понимает…

Недавно мы проводили пресс-конференцию по поводу известных кощунственных карикатур в газете «Мегаполис». Там выступил журналист «Мегаполиса» А. Тонкопрядченко. С особым ударением, прекрасно понимая, что оскорбляет меня – он употреблял это слово раз за разом, получая особое удовольствие от этого… «попы», «попы». . Это потрясающее, чудовищное бескультурье, продиктованное ненавистью к христианству. Публично обратиться к священнослужителю «поп», равнозначно тому, чтобы что к еврею обратиться «жид». Хотя в XIX столетии оба эти слова оскорбительными в обществе не считались. Помните сказку Пушкина? Алма-Атинский журналист, разговаривающий на жаргоне распропагандированной девки - комсомолки 20-х годов – это, конечно, нонсенс…. . Может быть он когда-нибудь попросит прощения? Все ведь бывает ….

Благословите, Владыко Геннадий!

Впервые познакомился с Вами на I съезде Православной Молодежи под Алматой 17-19 февраля 2012 года. До сих пор помню Ваше выступление, недавно его слушал еще раз (ребята с АПМД записали). В нем Вы системно показываете развитие молодежного служения, движения начиная с 90-х годов. Очень интересно.  И вот,  сегодня я - один из многих молодых людей на приходах, и мы каким-то образом стараемся в меру своего видения реализовать общение молодежи (помимо литургии и воскресных школ). Многое непонятно, все новое, а еще ведь будучи с молодежью необходимо оставаться в Церкви. Где границы "дозволенного" падения? Или по-другому: в каком направлении вы видите изменеие образа, "имиджа" подростка, молодого человека? Слова, поведение? Одежда, музыка? Знакомства с противоположным полом? Где неизменые границы его истинно человеческого, а где - элементы, требующее большой работы по созиданию, по искоренению, преобразованию?

Милосердие, добровольческое движение - принципиально другой подход к досугу молодежи. Принцип этого подхода - "отдай", "подари". Именно этим принципом движется данный сайт, милосердие-добро.кз. Кажется, эти формы служения дополняют друг друга ...

Как и всем молодым, мне тяжело выбирать свой путь жизни, форму служения. Иногда живешь как в тумане. И поэтому прошу: ко дню Сретения Господня и Дню Православной Молодежи 15 феврала дайте, пожалуйста, напутственное слово для нас, как это было год назад на I съезде , в той прекрасной, дружеской, единяющей обстановке. И с нетерпением ждем встречи с Вами на II Съезде Православной Молодежи Казахстана. Когда планируется его проведение?

Благословите, Владыко!

Вы задали столько вопросов, что можно посвятить ответу на них целую научно-практическую конференцию. Надеюсь продолжить с Вами беседу на Втором Съезде… Владыка митрополит Александр еще в 1994 году привлек меня к молодежному служению Русской Православной Церкви, которое он курирует с 1991 года .

Общаться с молодежью – это особый дар. Он либо есть, либо его -нет. И ничего с этим не поделаешь. Про писателя Аркадия Гайдара говорили: за ним любой мальчишка по первому призыву пойдет хоть на край земли…. . Не нужно браться за молодежь, если нет этого дара. В противном случае воспитаем новых Колин Маккалоу…

Но, конечно, православное молодежное служение принципиально отличается от работы с молодежью в светском обществе. Что бы мы ни делали – мы должны руководствоваться только миссионерской целью. Образ Христа должен всегда быть перед нашим мысленным взором. Все что мы делаем – делаем ради Него, чтобы привлечь к Нему молодые души. Иначе все бессмысленно. Есть колоссальная опасность – священнику раствориться в молодежных мероприятиях… .

Это так , стратегия…

А в частностях – нужно хорошо чувствовать каждого молодого человека. Духовничество и любая воспитательная работа – индивидуальны. Глубоко индивидуальны. Для благочестивого православного семинариста посещение концерта «Алисы» - это падение, разрыв в духовной жизни. А для маленького дикаря с подвалов на Лиговке – это колоссальный духовный прорыв ко спасению….

Так что будет, о чем пообщаться на Съезде… 

Уважамый владыка Геннадий,здравствуйте!
Меня интересует правильное значение фразы НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ, АЩЕ НЕ ОТ БОГА”.
Современный перевод гласит “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены”. Но дело в том, что слово “несть” переводится двояко: “нет” и “не есть”. Получается,что фраза “НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ, АЩЕ НЕ ОТ БОГА” имеет две редакции:
“ибо нет власти не от Бога” и “ибо не есть власть, если не от Бога”.Какой перевод является правильными какой смысл вкладывают в эту фразу православные христиане?
Владыка, разъясните,как следовать словам апостола в отношении подчинении власти? Если всякая власть от Бога,то как относиться к словам неприятель,захватчик и т.д., которые силой устанавливают свою власть? Какая власть признается, которую свергли, или которая захватила власть? Вспомним, это и Революция 17-го, и события предшествовающие ей, когда власть менялась несколько раз,это и 41 год,когда свою власть пытались установить гитлеровские оккупанты,силой захватив ее у безбожников-коммунистов, да и много еще примеров… Или реалии наших дней. Говорит ли значение это фразы о ттом, что следует слепо подчиняться действующей власти и любые попытки осудить действия властей должны Церковью осуждаться? По каким критерям можно судить о нелегитимности власти перед Богом? В каких случаях и при каких обстоятельствах можно открыто выражать свое несогласие с действиями властей?

Читал замечательную статью на этот текст протоиерея Валентина АСМУСА. Попробую найти в Интернете сейчас…..

«Нет власти не от Бога» (Рим. XIII, 1). Это сказано, разъясняет Святитель Иоанн Златоуст, «не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти», т. е. о принципе власти. «Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчине¬ния, как-то: между мужем и женою, между отцом и сыном, между старцем и юношей, свободным и рабом, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка…

Вот она : http://zargradet.ru/?page_id=3748 

Уважаемый Владыко Геннадий! Сердечно благодарю Вас за служение на нашей земле казахстанской, и слезно прошу помолиться о здравии болящей рабе Божией Наталии. Спаси Вас Господи!

Помоги Господи… Помолюсь обязательно…

Благодарю Вас, Владыка! Слава Богу за все!

Ваше Преосвященство, Владыка Геннадий, разрешите Вас поздравить с днем Вашего тезоименитства! Я молюсь,чтобы Господь излил святую Его милость на Вас, и Вашими молитвами у престола Божия даровал нам спасение. Планируете ли Вы книжное издание перевода стихотворений Абая? Что Вас привлекает в восточной поэзии?

Спасибо за поздравление! С Абаем вообще вышло несколько замечательных историй… Я переложил в стихах десять его поучений после того, как ключарь Кафедрального собора протоиерей Александр Суворов подарил мне книжку «Кара сёз». Получил, кстати, несколько гневных писем от православных из России по этому поводу: нехорошо дескать, ч православному епископу пропагандировать творчество мусульманина.

В декабре я показывал Алма-Ату Юрию Шевчуку. Проезжаем мимо памятника Абаю. Юрий обращается: «Вы знаете, владыка, Абай в России стал символом оппозиции». «К сожалению, знаю. По этому поводу оппозиция цитирует мои стихи» «А, так это Ваши!»

Я не ставил ровно никаких целей, перелагая Абая. Кое-что из Абая отчасти было созвучно моему настроению в тот период… Вот и все…   

Дорогой владыка Геннадий!Известно ваше увлечение поэзией и футболом.А чем еще вы интересуетесь?Какие языки знаете? чТО пишите в настоящее время?
Владыка как вы относитесь к патриотическим клубам/обществам при приходах?Есть задумка организовать такой патриотический клуб у нас при храме.Что вы посоветуете?
Спаси Господи!

Мой интерес к футболу преувеличен. Не играю. Просто так получилось, что лично многих знаю из футбольного мира. Для меня все люди, в том числе футболисты - это люди, которым нужно рассказать о Христе и о Его Церкви. Во время Архиерейского Собора в один из вечеров в Москве, кстати, встречался с Н. А. Толстых. Беседовали часа четыре... Читаю на английском и немецком. Но нельзя сказать, что хорошо знаю эти языки. Поэзию, действительно люблю. Как и всю русскую литературу XIX века. Если бы была возможность, выбрал бы, родиться и жить в начале XIX века - во времена преп. Серафима и Пушкина. Так и ездил бы, наверное – то к преподобному, то к поэту …. .

Поэтом я себя не считаю. Но если приходят в голову стихи – записываю их… Это случается достаточно редко. Приятно, когда люди благодарят… Стихотворение памяти старца Николая Гурьянова, которого я хорошо знал и очень почитаю, или «Фотокарточки исповедников» , которые опубликовал портал «Православие и мир», отметили сотни читателей. Это приятно. Наверное, больше интересов – то никаких и нет. Да и времени нет на интересы. Ах, да… забыл. Еще кошек люблю. Сейчас у меня живет абиссинский кот с просторечным именем Шастик. В моей жизни это третий кот. Первый жил в Петербурге. Второй – в Костроме. 

Здравствуйте Владыка Геннадий!
В мире столько несправедливости и зла,столько людей погибают ни за что,дети,за что страдают и погибают дети так и не начав жить?А сколько природных катаклизмов!Почему Бог допускает такие страдания и несчастья?Нужно ли,правильно ли связывать людское горе и трагедии с гневом Бога?